Доступная среда

10.11.2025

74927278.jpgУСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

              Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 7 г. Сальска рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

§  обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

§  организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

§  сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

§  создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

§  расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;

§  совершенствование системы кадрового обеспечения.

В МБОУ СОШ № 7 г. Сальска созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

§  школа  реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

§  прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;

§  по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;

§  вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

§  в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог и медицинский работник;

§  для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

МБОУ СОШ №7 г. Сальска созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;

по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;

§  вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения.

В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает медицинский работник; педагоги учреждения проходят курсы повышения квалификации по программам «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС», «Коррекционная педагогика и специальная психология; организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» ;

в учебных кабинетах обучающимся о ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;

для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Об организации сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, нуждающихся в таком сопровождении, ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи, в том числе передвижения с помощью ассистента (помощника) по оказанию технической помощи:

В штате работников МБОУ СОШ № 7 г. Сальска имеется тьютор.

Хочу такой сайт

О возможности самостоятельного передвижения детей с ОВЗ и детей-инвалидов по территории Организации отдыха, включая вход в размещенные на территории объекты и выход из них:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»  законодательно закрепляет принцип доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Вход в школу оборудован пандусом и легко открываемые двери шириной 1,2 м.

О возможности посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты и выходом из них, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью ассистента (помощника) по оказанию технической помощи:

Перед входом в здания организованы зоны для безопасной высадки. Транспортные средства для перевозки инвалидов отсутствуют.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;

В учебных кабинетах обучающимся о ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

О размещении оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов к объектам и услугам, исходя из ограничений их жизнедеятельности:

О дублировании необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также о наличии надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля:

Зрительная информация дублируется шрифтом Брайля.

О допуске и условиях перемещения (нахождения) на объектах Организации отдыха собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Вход с собаками-проводниками разрешен при предоставлении соответствующих документов. Условия пребывания животного на территории обсуждаются индивидуально.

 

ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

                В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

               Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 7 г. Сальска рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

§  обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

§  организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

§  сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

§  создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

§  совершенствование системы кадрового обеспечения.

В школе работает аппаратно-программный диагностический комплекс «АРМИС», в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

             Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы 

Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

          Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия — более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то — пандус, лифт.  Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем обучающимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение в МБОУ  СОШ №  7  г. Сальска  по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии». Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов МБУЗ «ЦРБ» Сальского района. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы такие как МБОУ ЦДиК Сальского района. Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения. Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, В МБОУ СОШ  № 7 г. Сальска, могут обучаться в следующих условиях: специального (коррекционного) образования; инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе); в системе надомного обучения; в условиях домашнего (семейного) образования. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обеспечены коррекционно-развивающими мероприятиями, которые проводят специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

       В текущем учебном году школа обеспечивает вариативность образовательных услуг, реализуя программы традиционного и коррекционного обучения. Традиционная система представлена программой «Школа России», ООП ООО Дети с ООП СОО ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе примерных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и умственной отсталостью, разработанных Министерством просвещения РФ. Каждая образовательная область адаптированной программы состоит из двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной компетенции. Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для каждой категории обучающихся в школе созданы индивидуальные условия с учётом их психофизических особенностей. 

 
Информация о размещении методических рекомендаций.pdf (скачать) (посмотреть)
Программа Доступная среда.doc (скачать)
Национальная стратегия в отношении детей-инвалидов.doc (скачать)
Распоряжение правительства Российской федерации.docx (скачать)
Федеральный закон от 24.11.1995 года.docx (скачать)
Конвенция о правах инвалидов.docx (скачать)
Электронные образовательные ресурсы.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».