Доступная среда
10.11.2025
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий
их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на
образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 7 г.
Сальска рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми
указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
§
обеспечение
условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного
образования;
§
организация
качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными
формами отклонений в развитии;
§
сохранение и
укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного
процесса;
§
создание
благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных
способностей учащихся с ОВЗ;
§
расширение
материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей
с ОВЗ.;
§
совершенствование
системы кадрового обеспечения.
В МБОУ СОШ № 7 г. Сальска созданы следующие условия
для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами:
§
школа
реализует адаптированные программы начального общего и основного общего
образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
§
прием детей
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций
ПМПК;
§
по
медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления
родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное
обучение на дому;
§
вопросы
деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
§
в целях
обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном
объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и
(или) психического развития в школе работает педагог-психолог и медицинский работник;
§
для
обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская,
разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного
процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии),
их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
МБОУ СОШ №7
г. Сальска созданы следующие условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
школа реализует адаптированные программы начального
общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья;
прием детей с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
по медицинским и социально-педагогическим показаниям и
на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся
организуется индивидуальное обучение на дому;
§
вопросы
деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения.
В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также
коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе
работает медицинский работник; педагоги учреждения проходят курсы повышения
квалификации по программам «Организация работы с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС», «Коррекционная педагогика
и специальная психология; организация инклюзивного образования детей-инвалидов,
детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» ;
в учебных кабинетах обучающимся о ограниченными
возможностями здоровья обеспечен доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям;
для обеспечения эффективной интеграции детей с
ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится
информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми
участниками образовательного процесса – учащимися, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Об организации сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, нуждающихся в таком сопровождении, ассистентом (помощником) по оказанию технической помощи, в том числе передвижения с помощью ассистента (помощника) по оказанию технической помощи:
В штате работников МБОУ СОШ № 7 г. Сальска имеется тьютор.
О возможности самостоятельного передвижения детей с
ОВЗ и детей-инвалидов по территории Организации отдыха, включая вход в
размещенные на территории объекты и выход из них:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения
«равного доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом разнообразия
особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Вход в школу
оборудован пандусом и легко открываемые двери шириной 1,2 м.
О возможности посадки в транспортное средство и
высадки из него перед входом на объекты и выходом из них, в том числе с
использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью ассистента
(помощника) по оказанию технической помощи:
Перед входом в здания организованы зоны для безопасной
высадки. Транспортные средства для перевозки инвалидов отсутствуют.
О доступе к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для
использования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
В учебных кабинетах обучающимся о ограниченными
возможностями здоровья обеспечен доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям.
О размещении оборудования и носителей информации,
необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа детей с ОВЗ и
детей-инвалидов к объектам и услугам, исходя из ограничений их
жизнедеятельности:
О дублировании необходимой для инвалидов звуковой и
зрительной информации, а также о наличии надписей, знаков и иной текстовой и
графической информации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля:
Зрительная информация дублируется шрифтом Брайля.
О допуске и условиях перемещения (нахождения) на
объектах Организации отдыха собаки-проводника при наличии документа,
подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке,
которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Вход с собаками-проводниками разрешен при
предоставлении соответствующих документов. Условия пребывания животного на
территории обсуждаются индивидуально.
ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В соответствии с российским законодательством каждый
ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести
нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ
имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и
возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ,
закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС),
обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий
обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные
возможности таких обучающихся.
Информация о специальных условиях
для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий
их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на
образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 7 г.
Сальска рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми
указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
§
обеспечение
условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного
образования;
§
организация
качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными
формами отклонений в развитии;
§
сохранение и
укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного
процесса;
§
создание
благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных
способностей учащихся с ОВЗ;
§
совершенствование
системы кадрового обеспечения.
В школе работает
аппаратно-программный диагностический комплекс «АРМИС», в том числе для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями
развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,
интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с
задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об
образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми
права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с
ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из
важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное
образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и
обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного
обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к
учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети
с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При
этом не должно быть препятствий для получения качественного образования
нормально развивающимся детям. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не
обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более
качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной
школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Обучение детей с ОВЗ в условиях
массовой школы
Когда говорят об обучении детей с
особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина
«интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает,
что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия
предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции
ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со
всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не
меняется. Инклюзия — более гибкая система. Она основана на том, что все дети
разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом
все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения
любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа,
кому-то — пандус, лифт. Инклюзивное образование – это
обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах
совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает
возможность всем обучающимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и
направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При
этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы
психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение в МБОУ
СОШ № 7 г. Сальска по
адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии». Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию
родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где
ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога,
отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов МБУЗ «ЦРБ» Сальского
района. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии
ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы такие как МБОУ ЦДиК
Сальского района. Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по
оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их
обучения и воспитания. Решение комиссии является основанием для организации
органами образования определенных условий обучения. Согласно закону об
образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, В МБОУ
СОШ № 7 г. Сальска, могут обучаться в следующих условиях: специального
(коррекционного) образования; инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой
школе); в системе надомного обучения; в условиях домашнего (семейного)
образования. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обеспечены коррекционно-развивающими
мероприятиями, которые проводят специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед,
учитель-дефектолог.
В текущем
учебном году школа обеспечивает вариативность образовательных услуг,
реализуя программы традиционного и коррекционного обучения. Традиционная
система представлена программой «Школа России», ООП ООО Дети с ООП СОО ОВЗ
обучаются по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе
примерных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и умственной отсталостью,
разработанных Министерством просвещения РФ. Каждая образовательная область
адаптированной программы состоит из двух компонентов: «академического
компонента» и компонента жизненной компетенции. Формирование жизненной
компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с
ограниченными возможностями здоровья. «Академический» компонент рассматривается
в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как
усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в
соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой
для социального развития и личностной самореализации. Компонент «жизненной
компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как
овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с
ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни. ФГОС для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены
варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для каждой
категории обучающихся в школе созданы индивидуальные условия с учётом их
психофизических особенностей.