Здоровьесберегающие технологии
15.09.2022
Урок музыки с позиции здоровьясбережения.
10.01.2023
Урок музыки с позиции здоровьясбережения.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего полного образования.
В результате проведенных научных исследований констатировано, что состояние здоровья детей во многом зависит от воздействия различных факторов среды. По мере взросления ребенка на процессы становления здоровья возрастает влияние комплекса факторов медико-социального характера: социально-экономических, так называемых «школьных» факторов, характера и качества питания, стереотипов поведения, уровня физической активности, то есть факторов, определяемых образом жизни. Значительное ухудшение состояния здоровья детей, рост частоты факторов риска определили формирование выраженных медико-социальных последствий этих процессов. Не более 10% детей в полном объеме справляются со школьными требованиями. Среди старшеклассников, имеющих хронические болезни, в 2,5–3 раза чаще, чем среди здоровых, выявляется социальная и психологическая дезадаптация. Около 30% детей старшего подросткового возраста имеют ограничения в выборе профессии и трудоустройстве. Снижается репродуктивное здоровье молодежи. Более 50% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции.
Таким образом, ряд значимых заболеваний дети и подростки приобретают за период обучения в школе в результате воздействия различных неблагоприятных факторов, в том числе связанных с воздействием образовательной среды.
Огромную роль в формировании духовного здоровья человека играет искусство, в частности – музыка. Любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего психологически, формируя у него здоровую психику. Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом.
В результате музыкально-оздоровительной работы мы наблюдаем:
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.
Таким образом, мы делаем вывод, что музыка, обладая психотерапевтическим эффектом, имеет здоровьесберегающий потенциал.
Классификация здоровьесберегающих технологий
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
• медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);
• образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
• социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);
• психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
Здоровьесберегающие технологии
18.10.2023
Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Урок музыки сам по себе – здоровье сберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающих
Оздоровительные моменты, применяемые мною на уроке музыки в последние пять лет– игра на различных музыкальных инструментах: блокфлейте, бумвокерсах, цветных колокольчиках.