Положение об инклюзивном обучении детей с ОВЗ

Лысикова
Светлана
Юрьевна

Подписано цифровой
подписью: Лысикова
Светлана Юрьевна
Дата: 2021.03.17
14:31:14 +03'00'

Утверждено
Приказом
по МБОУ СОШ №7г. Сальска от
30.08.2018 №284
Директор________С.Ю.Лысикова

Положение
об инклюзивном обучении
детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного обучения
(далее Положение) определяет порядок осуществления инклюзивного
обучения
в
МБОУ
СОШ
№7
г.Сальска,
а
также
права и обязанности участников инклюзивного образования.
1.2. Под инклюзивным обучением в настоящем Положении понимается
обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с
ограниченными возможностями здоровья, и детей, не имеющих таких
ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными
возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и
социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для
детей, не имеющих таковых ограничений.
1.3. Под специальными условиями обучения/воспитания в настоящем
Положении понимаются специальные образовательные программы и методы
развития и обучения. Также психолого-педагогические, медицинские,
социальные и иные услуги, необходимые детям с ограниченными
возможностями здоровья для получения образования в соответствии с их
способностями и психофизическими возможностями в целях развития
социальной адаптации и интеграции указанных лиц в обществе, в том числе
приобретения ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том
числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.
1.4. Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является
приоритетной (по сравнению с обучением в специальном (коррекционном)
образовательном учреждении) формой организации образовательного
процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех
ступенях общего образования. Обучение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья без интеграции может быть предложено лишь при
невозможности создания специальных условий для интеграции или при
выборе родителями (законными представителями) иных форм организации
образовательного процесса.

1.5. Зачисление ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательный класс осуществляется приказом директора МБОУ
СОШ №7 г.Сальска с согласия родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии с
указанием программы обучения.
1.6.
В
своей
деятельности
образовательное
учреждение,
осуществляющие инклюзивное обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья руководствуется следующими документами:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» №273-ФЗ; Постановлением МОиПО РО от 21.12.2017 №7
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной
образовательной организации
Ростовской области и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей
инвалидов, в части организации обучения по ООП на дому или в
медицинских организациях».
1.7. Обучение (воспитание) лиц с ограниченными возможностями
здоровья в учреждении общего образования может быть организовано в
форме инклюзивного обучения независимо от вида ограничений здоровья.
1.8. Инклюзивное обучение, если это не препятствует успешному
освоению образовательных программ всеми обучающимися, организуется:
а) посредством совместного обучения (воспитания) лиц с
ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего
образования. Наполняемость класса инклюзивного обучения не должна
превышать 25 учащихся: из них до 3 учащихся с нарушениями однородного
характера (например, задержка психического развития);
б) посредством функционирования класса (группы) для лиц с
ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении для
лиц, не имеющих таких ограничений или имеющих другие ограничения
здоровья, количество детей в котором не должно превышать 12 человек.
2. Порядок направления на инклюзивное обучение
2.1. Решение о направлении ребенка с ограниченными возможностями
здоровья на инклюзивное обучение принимается Территориальной
психолого-медико-педагогической комиссией (далее ТПМПК) и содержится
в Заключении ТПМПК.
2.2. Основанием для рассмотрения школьного ППК вопроса о
направлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья на
инклюзивное обучение является обращение педагогов, психолога, логопеда в
школьную ППК или заявление его родителей (законных представителей),
которая составляет пакет документов для предоставления в ТПМПК.

2.3. В случае если ТПМПК принято решение о направлении ребенка на
инклюзивное обучение, ТПМПК указывает, к какой из степеней
выраженности ограничения здоровья (далее СВОЗ) относится ребенок:
1) к первой степени ограничения здоровья относятся дети, состояние
которых характеризуется как «пограничное» и которые при создании
специальных
условий
успешно
осваивают
соответствующую
общеобразовательную программу учреждения;
2) ко второй степени ограничения здоровья относятся дети,
осваивающие при создании специальных условий только отдельные курсы
общеобразовательных программ учреждения, в котором они интегрируются,
а также полностью осваивающие программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений;
3) к третьей степени ограничения здоровья относятся дети, освоение
которыми программ специальных (коррекционных) образовательных
учреждений невозможно гарантировать даже при создании специальных
условий, тем не менее, потенциал развития которых требует создания
интегративной образовательной среды.
2.4. На первые четыре месяца с момента начала инклюзивного
обучения
ребенку
с
ограниченными
возможностями
здоровья
устанавливается испытательный срок инклюзивного обучения. Если в
течение испытательного срока подтверждается возможность инклюзивного
обучения ребенка, инклюзивное обучение продолжается в данном
образовательном учреждении. В случае если по истечении испытательного
срока психолого-педагогический комиссия (педагогический консилиум)
образовательного учреждения выносит заключение о невозможности данного
учреждения создать условия для интегрированного (инклюзивного) обучения
конкретного ребенка, руководитель образовательного учреждения
информирует об этом его родителей (законных представителей).
В этом случае ребенок с ограниченными возможностями здоровья
направляется на ТПМПК для решения вопроса о подборе оптимальной для
него формы организации образовательного процесса на данном этапе
обучения.
2.5. Дополнительное направление обучающихся в функционирующий
класс интегрированного обучения допускается только в первой половине
учебного года.
3. Организация инклюзивного обучения
3.1. Образовательный процесс при инклюзивном обучении
регламентируется школьным учебным планом, составленным в соответствии
с базисным учебным планом. Обучение учащихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется по рекомендациям ПМПК в
рамках адаптированных образовательных программ при осуществлении
индивидуальной логопедической, психологической, медицинской коррекции.
3.2. В ходе инклюзивного обучения детям с ограниченными
возможностями
здоровья
предоставляются
специальные
условия

обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и
заключениями ПМПК.
3.3. Специфика образовательного процесса в системе инклюзивного
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в
организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий.
3.4. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает
формы, средства и методы инклюзивного обучения и воспитания в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» и Уставом образовательного учреждения. При
определении реабилитационной составляющей инклюзивного обучения
учреждение ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание
индивидуальной программы реабилитации (при ее наличии). При
инклюзивном обучении допускается сочетание различных форм получения
образования. Обучение организуется как по общим, так и по специальным
учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по этому
вопросу принимает учитель, согласовывая его с администрацией МБОУ
СОШ №7 г. Сальска.
3.5. Режим работы общеобразовательного учреждения инклюзивного
обучения по пятидневной или шестидневной неделе определяется
общеобразовательным учреждением самостоятельно.
3.6. Образовательный процесс учащихся с ОВЗ сопровождает педагогпсихолог.
3.7. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе
формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся
на инклюзивном обучении.
3.8. Государственная (итоговая) аттестация детей с ограниченными
возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние
негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих
психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в
соответствии с федеральным законодательством. Итоговая аттестация детей с
ограниченными возможностями здоровья может проводиться, в том числе,
заочно (при наличии показаний) на основе материалов, представленных
специалистами, осуществляющими инклюзивное обучение ребенка.
3.9. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие
образование в форме инклюзивного обучения и успешно освоившие
образовательную программу общеобразовательного учреждения получают
документ об образовании соответствующего образца.
4. Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
4.1 Организация образовательного процесса для детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения
предусматривает осуществление психолого-педагогического сопровождения.

4.2. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения
являются:
•
выявление структуры нарушения;
•
преодоление трудностей, возникающих в процессе совместного
обучения и воспитания;
•
информирование
родителей,
законных
представителей
относительно организации, задач образования и развития их ребенка, а также
перспектив коррекции и компенсации нарушения.
4.3. Приказом директора МБОУ МБОУ СОШ №7 г. Сальска создается
школьный психолого-педагогический консилиум (далее ППк), в состав
которого могут входить:
•
узкие специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог;
•
педагогические работники: учителя, работающие с данной
категорией учащихся;
•
медицинские работники.
4.4. Школьный ППк осуществляет организационно-методическое
сопровождение и обеспечение образовательного процесса.
5. Ведение документации
5.1 В МБОУ ведется следующая документация:
• адаптированная общеобразовательная программа для учащихся с
ОВЗ;
•
рабочие адаптированные программы по предметам для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются учителем в
соответствии с примерными программами, согласовываются с замдиректора
по УВР и утверждаются директором школы;
•
расписание уроков (занятий), утвержденное директором МБОУ
СОШ №7 г.Сальска;
•
рабочие программы детей с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденные директором школы;
• рабочая программа коррекции эмоциональных нарушений у детей с
ЗПР в условиях сенсорной комнаты
• рабочая программа по коррекции эмоционально-личностной сферы ,
снижению агрессивности и уровня тревожности, развитию личностных
качеств и коммуникационных навыков детей с ОВЗ
• рабочая программа по арт-терапии
• рабочая программа коррекционных занятий для детей с аутизмом
•рабочая программа по развитию познавательных способностей
•
индивидуальные
программы
психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
• тетради учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья,
посещающих занятия узких специалистов.

5.2 В журналах индивидуального обучения на дому с частичным
инклюзивным обучением указываются даты и темы уроков, проведенных
индивидуально на дому и инклюзивно в массовом классе. При получении
обучающимся с ОВЗ полностью всех часов учебного плана по определенным
предметам и посещении данных уроков в массовом классе, данные этого
обучающегося записываются в классный журнал, за которым он закреплён.

6. Участники образовательного процесса школы, работающей в
режиме инклюзивного обучения
6.1. Участниками учебно-воспитательного процесса в школе с
инклюзивным обучением являются учащиеся с ограниченными
возможностями здоровья и дети, не имеющих таких ограничений,
медицинские, педагогические работники образовательного учреждения,
родители воспитанников (лица, их заменяющие).
6.2. При переводе учащихся на инклюзивное обучение необходимо
ознакомить родителей (законных представителей) с документами,
регламентирующими
образовательный процесс
(учебным
планом,
расписанием, программой).
6.3. Права и обязанности педагогических и иных работников
МБОУСОШ №7 г.Сальска, работающих в рамках инклюзивного обучения,
определяются актами законодательства Российской Федерации, Ростовской
области, уставом МБОУСОШ №7 г.Сальска, настоящим Положением,
определяются также должностными инструкциями, разрабатываемыми и
утверждаемыми директором МБОУ СОШ №7 г.Сальска на основании
квалификационных характеристик.
6.4. Права и обязанности учащихся и их родителей (законных
представителей) определяются законодательством Российской Федерации,
уставом МБОУ СОШ№7 г.Сальска
6.5. При исполнении профессиональных обязанностей педагоги
классов с инклюзивным обучением имеют право самостоятельно выбирать
частные методики организации образовательного процесса, дидактический и
раздаточный материал, наглядность, в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к содержанию образования детей с ограниченными
возможностями здоровья.
7. Управление образовательным учреждением
с инклюзивной формой обучения
7.1. Управление образовательным учреждением, работающего в
режиме инклюзивного обучения, осуществляется в соответствии с

законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного
учреждения.
7.2.
Наряду
с
обязанностями,
определёнными
Уставом
образовательного
учреждения,
директор
несёт
персональную
ответственность за правильную организацию инклюзивного обучения детей с
особыми образовательными потребностями, обеспечивает создание им
необходимых санитарно-гигиенических условий для осуществления режима
труда и отдыха.
7.3. Заместители директора образовательного учреждения организуют
работу педагогов по обучению и воспитанию этой категории учащихся;
оказывают методическую помощь педагогам в повышении их
профессиональной квалификации и овладении ими основами коррекционной
педагогики и психологии;
руководят
работой
психологопедагогического
консилиума
(педагогического консилиума);


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».