Лысикова
Светлана
Юрьевна
Подписано цифровой
подписью: Лысикова
Светлана Юрьевна
Дата: 2021.03.18
14:21:28 +03'00'
Федеральным законом от 24.06.1999. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральным законом от 29.12.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012. № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373
ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897
ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413
приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников
организаций осуществляющих образовательную деятельность»
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией МБОУ СОШ № 7 г. Сальска, органами школьного и классного ученического
самоуправления, родителями (законными представителями), классным родительским комитетов,
педагогам -психологом, педагогом-организатором ОБЖ, педагогами дополнительного
образования и кураторами направлений.
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми
целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся,
изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 .№ 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и
распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
2.2. Цели работы классного руководителя.
формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовнонравственными и социокультурными ценностями.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социально значимых
задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации,
исторические и национально-культурные традиции;
организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;
нравственный пример педагогического работника;
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
социальная востребованность воспитания;
2
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том
числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных и научных организаций)
2.4. Задачи деятельности классного руководителя.
• создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации
•
•
•
•
межличностных отношений формирования навыков общения обучающихся, детсковзрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи,
ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых
форм и видов травли, насилия проявления жестокости;
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития,
основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных
ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным
явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к
кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ,
способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии,
обесцениванию жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности
за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в
частности событий и итогов Второй мировой войны.
формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях
современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции,
использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений,
творческих и научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач.
• выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовнонравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и
традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных
воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
• реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с
использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, повышение педагогической компетентности, в том числе в вопросах
информационной безопасности детей, методах ограничения доступности Интернетресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей,
поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию
ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
• обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области
образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива МБОУ
СОШ № 7 г. Сальска, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
3
• участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и
охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых — традиционных и
актуальных — задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности
по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий МБОУ СОШ №
7 г. Сальска.
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся
в классе, включая:
• содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого
обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и
успеваемости;
• обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным
направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
• содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и
видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно
значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского
движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
• осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе
изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и
семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
• выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации,
оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
• выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической
помощи;
• профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления
вредных для здоровья веществ;
• формирование навыков информационной безопасности;
• содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами
мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
• поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
• обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования.
2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом
как социальной группой, включая:
• изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы; регулирование и
гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного
4
•
•
•
•
психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической,
поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни,
активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее
страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в
реализацию социальных и образовательных проектов
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу
физическому и психическому здоровью обучающихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех
форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
• привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах
•
•
•
обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее
благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных
содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях
жизни класса;
координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных
отношении;
содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной
помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
2.7.1 4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим
коллективом, включая:
• взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
•
•
•
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;
взаимодействие с администрацией МБОУ СОШ № 7 г. Сальска и учителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности
обучающихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей
обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции
индивидуальных траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности:
5
•
•
•
интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественнополезную
,художественно-эстетическую, физкультурно – спортивную, игровую и др.
взаимодействие
с
педагогом-организатором,
библиотекарем,
педагогами
дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения
обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной
работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией МБОУ СОШ № 7 г.
Сальска по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения
обучающихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками МБОУ СОШ .№ 7 г.
Сальска (педагогом-психологом и др.) с целью организации комплексной поддержки
обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
участие в организации работы
обучающихся;
способствующей профессиональному самоопределению
•
участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с
привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей,
научных и образовательных организаций;
• участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в
трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб,
правоохранительных органов организаций сферы здравоохранения, дополнительного
образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику МБОУ СОШ № 7 г. Сальска и включает в себя.
2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых в рамках присвоения статуса «Казачье» МБОУ
СОШ № 7 г. Сальска.
З. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
• самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и
педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и
разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с
учетом контекстных условий деятельности;
• вносить на рассмотрение администрации МБОУ СОШ № 7 г. Сальска, педагогического
совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся
совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности,
как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся
• участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов МБОУ СОШ № 7 г.
Сальска в части организации воспитательной деятельности в МБОУ СОШ № 7 г. Сальска
и осуществления контроля ее качества и эффективности;
6
• самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных
•
•
•
•
•
•
•
мероприятиях,
использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру МБОУ СОШ .№ 7 г.
Сальска при проведении мероприятий с классом;
получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от
руководства и органов государственно-общественного управления МБОУ СОШ .№ 7 г.
Сальска для реализации задач по классному руководству;
приглашать в МБОУ СОШ № 7 г. Сальска родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с
осуществлением классного руководства;
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и
проведении воспитательных мероприятий;
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию),
с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом
обучающихся класса;
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае
несогласия с оценками деятельности со стороны администрации МБОУ СОШ № 7 г.
Сальска, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
других педагогических работников;
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики
воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
4. Организация деятельности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:
• определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
• выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по
предупреждению опозданий и отсутствия на учебные занятия;
• организует и контролирует дежурство учащихся по МБОУ СОШ № 7 г. Сальска;
• организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае
возникновения девиации в их поведении.
• подает заявку на организацию горячего питания через Процессинговый центр «Школьное
питание»
4.2. Классный руководитель еженедельно:
• проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков учащимися занятий;
• проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом
воспитательной работы и утвержденным расписанием;
• организует работу с родителями;
• проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного
образования, работающими в классе;
• анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным обучающимся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно
• посещает уроки в своем классе (согласно графику)
• получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
7
• организует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
• оформляет и заполняет электронный, классный журнал, журнал классного руководителя и
внеурочной деятельности;
• участвует в работе методического объединения классных руководителей;
• проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния
успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
• проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть; проводит классное
родительское собрание;
• предоставляет заместителям директора по учебно-воспитательной работе отчетную
информацию за четверть, год.
4.5. Классный руководитель ежегодно:
• оформляет личные дела учащихся,
• анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности
учащихся в течение года;
• составляет план воспитательной работы в классе;
• собирает, анализирует и предоставляет информацию об обучающихся класса
(успеваемость, отчёт о дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве выпускников
и пр.)
• предоставляет отчёт о проведённой работе за учебный год
4.6. Классный час, дата и время которого утверждаются директором МБОУ СОШ № 7 г.
Сальска, обязателен для проведения классным руководителем и посещения обучающимися.
Неделя, содержащая общешкольные мероприятия, освобождает от необходимости тематической
работы на классном часе. Перенос времени классного часа, его отмена недопустимы.
Администрация должна быть информирована не менее чем за сутки о невозможности
проведения внеклассного мероприятия с обоснованием причин.
4.7. В целях обеспечения четкой организации деятельности МБОУ СОШ № 7 г. Сальска
проведение досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек), не
предусмотренных планом МБОУ СОШ № 7 г. Сальска и годовым планом классного
руководителя, не допускается.
4.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.9. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий,
отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие
классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
4.10. При проведении внеклассных мероприятий в МБОУ СОШ № 7 г. Сальска и вне классный
руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить личное
сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся. О проведении
внеклассных мероприятий в МБОУ СОШ № 7 г. Сальска и вне классный руководитель в
письменном виде уведомляет администрацию МБОУ СОШ № 7 г. Сальска не менее чем за
три дня до мероприятия.
4.11. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:
• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
8
• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
5. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведет следующую документацию:
• личное дело обучающегося;
• электронный, классный журнал, журнал классного руководителя;
• журналы по ПДД, ПДД и ОБЖ;
• анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы МБОУ
СОШ № 7 г. Сальска). Форма анализа и плана воспитательной работы определяется
администрацией МБОУ СОШ № 7 г. Сальска;
• социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией МБОУ СОШ № 7
г. Сальска);
• результаты педагогического, социологического, психологического, физического
исследования обучающихся класса;
• характеристики на обучающихся (по запросу);
• протоколы заседаний родительских советов и родительских собраний, материалы для
подготовки родительских собраний;
• разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с
детьми (в том числе классных часов — при необходимости);
• аналитические материалы;
• статистические (данные) материалы
6.Оценка эффективности деятельности классного руководителя
6.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным
руководством, относятся:
комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений,
обозначенных в нормативных документах;
адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных
особенностей детей, характеристик класса;
инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи
информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них
форм и методов взаимодействия, в том числе интернет ресурсов, сетевых сообществ,
блогов и т. д.
системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных
субъектов воспитательного процесса.
6.2.Оценка эффективности происходит один раз в четверть в результате проведения экспертизы.
Экспертизу проводит комиссия, члены которой назначаются директором МБОУ СОШ № 7 г.
Сальска.
6.3.Экспертное оценивание происходит по следующим критериям:
• сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
• сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в
отношении системы ценностей гражданина России;
• наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
6.4. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству являются
основой для поощрения классных руководителей.
9
7. Механизмы стимулирования классных руководителей
7.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является
обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого
дополнительного вида деятельности.
7.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
7.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий
деятельности для осуществления классного руководства, включая:
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной
деятельности между собой и администрацией МБОУ СОШ № 7 г. Сальска;
Создание системы наставничества и организацию методического объединения
педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных
задач по классному руководству.
7.2.3. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений, участию
в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание условий для
профессионального развития и роста, включая:
наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического
объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с
целью развития личностной и профессиональной самореализации;
предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках
вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера;
7 2.3 Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов
создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том числе с
учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное руководство,
включая:
создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между
участниками образовательных отношений;
организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и
восстановления в МБОУ СОШ.№ 7 г. Сальска или вне ее для профилактики
профессионального выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками
классного руководства.
7.24. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее удовлетворение
потребности в уважении со стороны коллектива, администрации МБОУ СОШ 7 г. Сальска,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с
использованием всех форм поощрения деятельности по классному руководству, включая:
публичное признание результатов труда педагогических работников осуществляющих
классное руководство, в виде благодарности, награждения почетными грамотами и
10
благодарственными письмами различного уровня, выдачи статусных знаков отличия,
размещения их фотопортретов с аннотациями на доске почета;
размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальном сайте
МБОУ СОШ № 7 г. Сальска;
информирование родительской общественности о достижениях, связанных с
осуществлением педагогическими работниками классного руководства;
организацию исполнительными органами государственной власти и органами местного
самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических работников,
осуществляющих классное руководство;
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для
педагогических работников, осуществляющих классное руководство: нагрудного знака,
почетного звания, региональных премий.
11