Утвержджено
Приказ по МБОУ СОШ №7 г.Сальска
От 29.08.2024 №200
Директор________С.Ю. Лысикова
Положение
о системе оценивания, формах и порядкепроведения текущей и
промежуточной аттестации обучающихся с РАС
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основы организации оценки знаний,
универсальных учебных действий, форм, периодичности и порядка текущей и
промежуточной аттестации обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее
РАС) на уровне начального общего образования в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС ОВЗ) и является
обязательным для исполнения.
1.2. Цель создания Положения заключается в разъяснении принципов и особенностей
организации оценки, форм и порядка текущей и промежуточной аттестации обучающихся с
РАС в условиях реализации ФГОС ОВЗ.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральным
образования;
• Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• Уставом школы;
• Положением об организации обучения лиц с ОВЗ;
• Другими локальными актами Учреждения.
1.4.
Обучение детей с РАС предполагает создание специальных условий для
освоения ими программы начального общего образования.
1.5.
Система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного
развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных
особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование
навыков учебной деятельности обучающихся с РАС, повышение их работоспособности,
активизацию познавательной деятельности.
1.6.
В системе обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего,
качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения
учеником знаний по предметам, но и уровень развития обучающихся.
1.7.
Система оценки качества знаний обучающихся с РАС включает проверку и
оценку знаний и умений школьников с учетом требований, предусмотренных
1
адаптированной основной образовательной программой общеобразовательного учреждения.
1.8.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в
образовательном учреждении у обучающегося с РАС при оценивании проверяются: полнота
знаний, уровень сознательного усвоения учебного материала, умение приобретать
полученные знания и навыки.
2. Система оценивания
2.1. С учетом требований к оценочной деятельности в Учреждении для оценки знаний
обучающихся с РАС по вариантам программы 8.1, 8.2, 8.3 применяется общепринятая
цифровая система оценок (отметок): «5» - пять, «4» - четыре, «3» - три, «2» - два.
2.2. В 1-ом классе осуществляется направленное педагогическое руководство по
«обучению учебе», которое ко 2-му классу преобразуется в сотрудничество.
2.3. В 1-ом классе в течение учебного года осуществляется текущая проверка знаний,
умений и навыков без их оценки путем мониторинга. Учитель стимулирует и поощряет
работу детей независимо от того, как они продвигаются в усвоении образовательной
программы.
2.4. Отметка как цифровое оформление оценки по варианту 8.3 вводится учителем со
2-го класса, т.е. тогда, когда основная группа учащихся научается элементарным навыкам
счета, письма, чтения, приучается под руководством учителя к организации собственной
учебной деятельности и такой новый вид деятельности становится для них привычным.
2.5. Отметка как цифровое оформление оценки (вариант 8.3) во 2-4-х классах
выставляется за четверть.
2.6. Для поддержания интереса к обучению у обучающихся с РАС и созданию
благоприятных и комфортных условий настоящим положением рекомендуется осуществлять
контроль по устным предметам чтению и окружающему миру, письменных контрольных
работ по математике и русскому языку по изменённой шкале оценивания.
2.7. Содержательный контроль и оценка обучающихся с РАС должны быть
направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала
учебного года к концу, от года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных
успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.
2.8. В оценочной деятельности целесообразно
соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками:
• «удовлетворительно», если обучающийся верно выполняет от 35 % до 50 % заданий;
• «хорошо» ― от 51 % до 65 % заданий;
• «очень хорошо» (отлично) ― свыше 65 %;
• в сложных случаях отслеживается положительная динамика развития обучающегося
(«было» ― «стало»).
2.9.
Динамика развития обучающихся фиксируется учителем на основе итоговых
проверочных работ, проводимых в конце учебного года, и на основе мониторинга 1 раз в
полугодие.
2.10.
Итоговые достижения обучающихся с РАС (вариант 8.4) определяются
индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на
2
максимальное развитие жизненной компетенции. Из-за системных нарушений развития для
данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего
образования.
2.11.
Динамика развития обучающихся по АООП (вариант 8.4) отражается в
мониторинге усвоения программного материала (Приложение 3).
2.12.
Система оценки результатов по варианту 8.4 включает целостную
характеристику выполнения обучающимся с РАС специальной индивидуальной программы
развития, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
2.13. При оценке результативности обучения (вариант 8.4) обучающихся с РАС важно
учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных
предметов (курсов) и даже образовательных областей, но это не должно рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Для оценки результативности обучения должны учитываться следующие факторы и
проявления:
• особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося с РАС;
• выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ и др.;
• в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся с РАС
должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
• при оценке результативности достижений необходимо учитывать степень
самостоятельности ребенка.
2.14.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных
групп детей с РАС могут осуществляться в оценочных показателях, а также в качественных
критериях по итогам практических действий: «выполняет действие самостоятельно по
вербальному заданию», «выполняет действие самостоятельно по словесной пооперационной
инструкции», «выполняет действие самостоятельно по подражанию, показу, образцу»,
«выполняет совместно с педагогом с незначительной физической помощью», «выполняет
совместно с педагогом со значительной физической помощью», «действие не выполняет,
помощь не принимает».
2.15.
Система оценки достижения результатов освоения АООП НОО в рамках
реализации ФГОС ОВЗ в школе предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трёх групп результатов
образования: личностных, метапредметных и предметных (по программам 8.1, 8.2)
(приложение 4); личностных и предметных (по программам 8.3, 8.4).
2.16.
Оценка
личностных
результатов
образовательной
деятельности
осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на
3
основе централизованно разработанного инструментария. В учебной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ оценка этих достижений проводится в форме, не
представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу
обучающегося с РАС, и используется исключительно в целях оптимизации личностного
развития обучающихся. К проведению оценки привлекаются специалисты (педагогипсихологи), работающие в Учреждении и обладающие необходимой компетентностью в
сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
2.17.
Основным
объектом
оценки
личностных
результатов
служит
сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три
основных блока:
• самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося –
принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской
гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и
осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности
адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей
личности;
• смыслообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для
себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и
социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю»,
«незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация
на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к
моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной
дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как
регуляторов морального поведения.
2.18.
Личностные результаты выпускников начального уровня образования не
подлежат итоговой оценке.
2.19.
Основным объектом оценки метапредметных результатов освоения
обучающимися с РАС АООП НОО служит сформированность таких метапредметных
действий, как:
• речевые, среди которых особое место занимают навыки осознанного чтения и
работы с информацией;
• коммуникативные, необходимые для учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками (в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям
здоровья).
2.20. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения обучающимися с РАС АООП НОО, представленных в
разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные
универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»
программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых
результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
2.21. Основными объектами оценки метапредметных результатов являются:
4
• способность и
готовность
к
освоению
систематических
знаний,
их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
2.22. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе
различных процедур:
• выполнение диагностических контрольных работ;
• выполнение практических заданий;
• защита итогового индивидуального проекта.
2.23. Оценка достижения метапредметных результатов ведётся в рамках системы
текущей и промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня
сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга
образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность
к
сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) фиксируются и анализируются в
соответствии с разработанными:
• программой развития универсальных учебных действий на уровне начального
общего образования;
• внутришкольным мониторингом образовательных достижений обучающихся в
рамках урочной и внеурочной деятельности.
2.24.
Результаты метапредметной группы оцениваются по уровням с
использованием шкалы перевода процентного соотношения оценочных суждений в
балльную систему:
Качество освоения
Уровень достижений
Отметка по балльной шкале
программы
66 - 100%
высокий
«5»
51- 65%
повышенный
«4»
35 - 50%
средний (базовый)
«3»
менее 35%
низкий
«2»
2.25.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
учащимися с РАС планируемых результатов по отдельным учебным предметам, курсам
коррекционно-развивающей области.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов
образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части
учебного плана начального уровня образования. Предметные результаты содержат систему
предметных знаний и предметных действий.
2.26.
На уровне НОО особое значение для продолжения обучающимися с РАС
образования и ослабления (нивелирования) влияния нарушений развития на их учебно5
познавательную и практическую деятельность имеют две группы предметных результатов:
• усвоение опорной системы знаний по учебным предметам, входящим в
общеобразовательную область (на уровне НОО особое значение для продолжения
образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и
математике);
• овладение содержанием курсов коррекционно-развивающей области, направленных
на выравнивание стартовых возможностей в получении обучающимися с РАС образования за
счет ослабления влияния нарушений развития на учебно-познавательную и практическую
деятельность, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.
2.27.
Система оценки предметных результатов, связанных с освоением учебных
предметов, предполагает оценку динамики образовательных достижений обучающихся с
РАС и включает оценку динамики, степени и уровня овладения действиями с предметным
содержанием, оценку индивидуального прогресса в развитии обучающихся.
2.28.
Оценка достижения обучающимися с РАС предметных результатов ведётся
как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых
проверочных работ. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы,
взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы,
проекты, практические работы, диагностические задания, творческие работы, самоанализ и
самооценка, наблюдения и др.).
2.29.
Объектом итоговой оценки предметных результатов, связанных с освоением
учебных предметов, служит способность обучающихся с РАС решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных
содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
2.30.
Итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий,
выполняемых обучающимися с РАС с предметным содержанием, отражающим опорную
систему знаний данного учебного предмета.
2.31.
Объектом оценки предметных результатов, связанных с овладением
содержанием курсов коррекционно-развивающей области, служит способность обучающихся
решать учебно-познавательные и практические задачи с использованием средств,
релевантных содержанию курсов коррекционно-развивающей области, проявлять активность
и самостоятельность в различных сферах жизнедеятельности (в соответствии с возрастными
возможностями).
2.32.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с
учётом уровневого подхода предполагает выделение базового уровня достижений как точки
отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с
обучающимися.
2.33.
Реальные достижения обучающихся с РАС могут соответствовать базовому
уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону
недостижения:
• средний (базовый) уровень достижений — уровень, который демонстрирует
освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга)
выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения
6
обучения на следующей ступени образования. Достижению базового уровня соответствует
оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»). Превышение базового уровня
свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного
овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности)
интересов;
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»
(отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка
«5»). Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения
планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью
интересов к данной предметной области;
• низкий уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Низкий
уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных
фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.
Обучающимся с РАС, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется
специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к
обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости
предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой
ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
2.34.
Для обучающихся по вариантам ФГОС 8.1, 8.2 неусвоение планируемых
предметных результатов по одному или нескольким предметам может быть поводом для
смены варианта адаптированной основной образовательной программы.
2.35.
Для оценки достижения возможных предметных результатов освоения АОП
по варианту 8.4 используется технология тестовых заданий по каждому учебному предмету.
2.36.
Задания разрабатываются для каждого обучающегося индивидуально с
учетом его особых образовательных потребностей. Вариативность заданий заключается в
варьировании сложности и объема стимульного материала, способа предъявления, объема
помощи при выполнении задания.
2.37.
Основой оценки служит анализ качества выполнения тестовых заданий.
2.38.
Оценка достижений предметных результатов производится путем
установления среднего арифметического из двух оценок – знаниевой (что знает) и
практической (что умеет) составляющих. В спорных случаях приоритетной является оценка
за практические учебные умения.
2.39.
Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей
производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия,
обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0
– не выполняет, помощь не принимает;
1
– выполняет совместно с педагогом при значительной физической помощи;
2
– выполняет совместно с педагогом с незначительной физической помощью
или после частичного выполнения педагогом;
3
– выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
4
– выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции; 5
7
– выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
2.40. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей
производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и
невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по
следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи;
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок; 5 –
воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
2.41. Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в полугодие.
2.42. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей
оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АОП каждым обучающимся с РАС по
каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – положительная динамика.
2 – полное освоение действия.
2.43. Основным средством накопления информации об образовательных достижениях
учащегося с РАС является «Портфель достижений» (Портфолио).
Портфолио – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют
усилия, прогресс и достижения учащегося с РАС в различных областях деятельности в
соответствии с Положением о портфолио. По результатам оценки, которая формируется на
основе материалов портфолио, делаются выводы:
• о сформированности у обучающегося с РАС универсальных и предметных
способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему
возможность продолжения образования на следующем уровне образования;
• о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач;
• об
индивидуальном
прогрессе
в
основных
сферах
развития личности:
мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
2.44. Основные разделы «Портфеля достижений»:
• показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц
результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
• показатели метапредметных результатов;
• показатели личностных результатов(прежде всего во внеучебной деятельности).
3.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля
3.1. Задачами текущего контроля являются:
8
•
установление уровня теоретических знаний по предметам учебного плана,
практических умений и навыков, соотнесение этого уровня с требованиями
государственного образовательного стандарта во всех классах;
•
установление уровня предметных, метапредметных и
личностных
результатов освоения обучающимися с РАС основных образовательных программ
начального общего образования;
•
контроль выполнения учебных программ и рабочих программ по предметам
учебного плана.
3.2.
Текущий контроль по предметам включает в себя поурочное, потемное и
полугодовое оценивание результатов учебной деятельности. Его осуществляют учителя в
соответствии с должностными инструкциями.
3.3.
ошибок
3.4.
Текущий
контроль
сопровождается
анализом
допущенных
и последующей коррекционной индивидуальной работой над ними.
Текущей аттестации подлежат обучающиеся с РАС всех классов школы:
•
текущая аттестация обучающихся 1-х классов в течение учебного года
осуществляется качественно без фиксации их достижений в электронном журнале;
обучающиеся с РАС по индивидуальным учебным планам аттестуются только по предметам,
включенным в этот план;
•
обучающиеся с РАС, находящиеся временно в санаторно-оздоровительных
учреждениях, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе
результатов аттестации в этих учебных заведениях;
•
текущая аттестация обучающихся 2–4-х классов в течение учебного года
осуществляется в виде отметок по 5-балльной шкале и фиксируется согласно рабочей
программе, календарно – тематическому планированию и плану урока учителем в рабочих и
иных тетрадях, журнале и дневниках обучающихся с РАС.
3.5. Формы текущего контроля и количество работ фиксируются в тематическом
планировании педагога. Формами являются:
•
тестирование (компьютерное, аудиторное);
•
итоговый устный опрос;
•
работа с текстом в виде выразительного чтения, пересказа, комментария,
составления плана, прочих форм работы с текстом;
•
письменные работы (диктант, изложение, сочинение, работа с текстом,
контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и практические работы);
защита рефератов или творческих работ;
•
защита проекта.
3.6. Текущая аттестация обучающихся с РАС по варианту 8.4 включает в себя
полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП НОО.
4.
Промежуточная аттестация обучающихся
4.1. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия
9
знаний учеников требованиям ФГОС ОВЗ, глубины и прочности полученных знаний, их
практическому применению.
4.2. Промежуточная аттестация обучающихся с РАС проводится с целью повышения
ответственности Учреждения за результаты образовательной деятельности, за объективную
оценку усвоения обучающимися с РАС АООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС
ОВЗ.
4.3. Промежуточная аттестация обучающихся с РАС проводится в форме итогового
контроля в переводных классах уровня начального общего образования либо
административного контроля.
4.4. Промежуточная аттестация проводится также в форме четвертного контроля во 24 классах.
4.5. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может
проводиться в следующих формах: итоговая контрольная работа, итоговый опрос,
тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов и другие формы,
заявленные в учебном плане текущего учебного года и согласованные с Педагогическим
советом Учреждения.
4.6. График проведения промежуточной итоговой аттестации, предметы и форма
принимаются решением Педагогического совета и утверждаются приказом директора
Учреждения из предлагаемого учебным планом перечня:
Предметы
Русский язык
Речевая
практика
8.4)
Форма промежуточной (итоговой) аттестации
2 класс
Контрольное
списывание
Составление
(8.2- рассказа по
картинке
Литературное
чтение
Иностранный
язык (8.1,
8.2)
Математика
Окружающий
мир/Мир
природы и
человека
Контроль
навы ка чтения
вслух
-----
Контрольная
работа
(тестирование)
Тест
3 класс
Контрольное списывание
Составление
картинке
Контроль
рассказа
по Составление рассказа
по картинке
навыка
Контроль навыка
чтения вслух
чтения вслух
Итоговый
тест:
лексикограмматический тест,
аудирование
Контрольная работа
(тестирование)
Тест
10
4 класс
Контрольное
списывание
Итоговый
тест:
лексикограмматический
тест, аудирование
Контрольная
работа
(тестирование)
Тест
4.7. Промежуточная аттестация обучающихся с РАС по варианту 8.4 представляет
собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по
итогам учебного года.
4.8. Итоговая аттестация обучающихся с РАС по варианту 8.4 осуществляется в
течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением
обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения.
4.9. Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребёнка рекомендуется
применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет
представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно
контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений
ребёнка в сфере жизненных компетенций.
Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его
личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам
группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
4.10. Критериальным аппаратом служит классификатор жизненных компетенций и
разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов личностного
развития.
4.11. Оценка достижений личностного развития производится путем фиксации
фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве
возможного результата личностного развития по следующей шкале:
0
– не выполняет, помощь не принимает;
1
– выполняет совместно с педагогом при значительной физической помощи;
2
– выполняет совместно с педагогом с незначительной физической помощью
или после частичного выполнения педагогом;
3
– выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
4
– выполняет самостоятельно по вербальной пооперациональной инструкции;
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
4.12.
Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в полугодие
(Приложения 5,6).
4.13.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки
экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции
обучающегося с РАС за полугодие по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс;
1 – положительная динамика; 2 –
полное освоение действия.
4.14. Оценка достижений и оценка динамики оформляются классным руководителем в
форме характеристики личностного развития ребенка один раз в полугодие, заносится в
СИПР.
4.15. При проведении любых форм аттестации обучающихся с РАС учителем должны
11
быть созданы специальные условия.
4.16. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся с РАС (варианты 8.1, 8.2, 8.3) включают:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся визуальных опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптация инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с РАС:
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в
дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
• при необходимости адаптация (модификация) текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с РАС (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок
задания по грамматическому и семантическому оформлению, сокращение объема задания и
др.);
• при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
• увеличение времени на выполнение заданий;
• возможность организации короткого перерыва (10-15 мин.) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
• недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
5.
Права и обязанности участников процесса аттестации
5.1. Участниками процесса аттестации являются: обучающиеся с РАС, родители
обучающихся (законные представители), учителя, администрация Учреждения.
5.2. Права обучающихся с РАС представляют их родители (законные представители).
5.3. Обучающийся имеет право:
• на информацию о сроках аттестации;
• в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации, ее отсрочку или
освобождение (по решению Педагогического совета Учреждения);
• на независимую и объективную оценку его уровня знаний.
5.4. Обучающийся обязан:
12
• проходить аттестацию в установленные сроки;
• в процессе аттестации выполнять обоснованные требования учителей и
администрации Учреждения;
• соблюдать
правила,
предусмотренные
нормативными
документами,
определяющими порядок аттестации.
5.5.
Родители (законные представители) обучающегося имеют право:
• знакомиться с нормативными документами, определяющими порядок и критерии
оценивания;
• знакомится с результатами аттестации их детей.
5.6. Родители (законные представители) обучающегося обязаны осуществлять
контроль успеваемости своего ребенка, результатов его аттестации.
5.7. Учитель, осуществляющий промежуточную аттестацию, имеет право:
• разрабатывать материалы для промежуточной аттестации обучающихся;
• проводить аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания
учебных программ, соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям
государственного стандарта образования;
• давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным
представителям) по освоению предмета.
5.8.
Учитель, осуществляющий промежуточную аттестацию, не имеет права
использовать, при составлении заданий, учебный материал предмета, не предусмотренный
учебной программой.
5.9.
Учитель, осуществляющий промежуточную аттестацию, обязан доводить до
сведения обучающихся, их родителей (законных представителей) результаты промежуточной
аттестации.
6. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее Положение
6.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется
Педагогическим советом Учреждения по согласованию с Управляющим советом
Учреждения.
6.2. Настоящее положение вступает в силу со дня согласования с Управляющим
советом Учреждения, утверждения Педагогическим советом и приказом директора
Учреждения.
6.3. Срок действия настоящего Положения не ограничен.
13
Мониторинг базовых учебных достижений учащихся с РАС (вариант 8.4)
Критерии оценивания
0 б – действие не выполняет, помощь не принимает
1 б – выполняет действие совместно с педагогом при значительной физической помощи
2 б – выполняет действие совместно с педагогом, с незначительной физической помощью
3 б – выполняет действие самостоятельно по подражанию, показу, образцу
4 б – выполняет действие самостоятельно по вербальной пооперационной инструкции
5 б – выполняет действие самостоятельно по вербальному заданию
Речь и альтернативная коммуникация
1 кл.
(доп.)
1кл.
2 кл.
(доп.)
2кл.
Параметры изучения
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка
Понимает слова, обозначающие объекты и явления природы
Понимает слова, обозначающие объекты рукотворного мира и
деятельность человека
Использует усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
Понимает обращенную речь
Понимает смысл рисунков, фотографий, пиктограмм, других
графических знаков
Пользуется средствами альтернативной коммуникации:
3кл.
4кл.
жестами, взглядом, коммуникативными таблицами
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач
Вступает в контакт, поддерживает и завершает его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые
правила коммуникации.
Использует предметы, жесты, взгляды, шумовые, голосовые,
речеподражательные реакций для выражения индивидуальных
потребностей
Использует индивидуальные коммуникативные тетради,
карточки, таблицы с графическими изображениями объектов и
действий путем указания на изображение или передачу карточки
с изображением, либо другим доступным способом
Общается с помощью электронных средств коммуникации
(коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова
Узнает и различение напечатанные слова, обозначающих имена
людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использует карточки с напечатанными словами как средство
коммуникации
Узнаёт и различает образы графем (букв).
Выполняет графические действия с использованием элементов
графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.
Математика. Математические представления
52
1 кл.
(доп.)
1кл.
2 кл.
(доп.)
2кл.
3кл.
4кл.
Параметры изучения
1)Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные
представления
Умеет различать и сравнивать предметы по форме, величине,
удаленности
Умеет ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на
плоскости.
Умеет различать, сравнивать и преобразовывать множества
(один – много).
2)Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на наглядность
Умеет соотносить число с соответствующим количеством
предметов, обозначать его цифрой.
Умеет пересчитывать предметы в доступных пределах
Умеет представлять множество двумя другими множествами в
пределах 5-ти.
Умеет обозначать арифметические действия знаками.
Умеет решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько
единиц.
3)Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Умеет обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться
карманными деньгами
Определяет длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь
53
мерками и измерительными приборами.
Устанавливает взаимно-однозначные соответствия.
Распознает цифры, обозначающие номер дома, квартиры,
автобуса, телефона и др.
Различает части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность
событий, определять время по часам, соотносить время с началом
и концом деятельности.
Естествознание. Окружающий природный мир
1 кл.
(доп.)
1кл.
2 кл.
(доп.)
2кл.
3кл.
4кл.
Параметры изучения
1)Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Проявляет интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Имеет представления о временах года, характерных признаках
времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь
человека.
Умеет учитывать изменения в окружающей среде для
выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2)Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Проявляет интерес к объектам живой природы
Имеет представления о животном и растительном мире
(растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные»,
«дикие» - «домашние» и др.).
54
Имеет опыт заботливого и бережного отношения к растениям и
животным, ухода за ними.
Соблюдает правила безопасного поведения в природе (в лесу, у
реки и др.).
3)Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их
соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в
течение недели, месяца и т.д.
Человек
1 кл.
(доп.)
Параметры изучения
1)Представление о себе как «Я»,осознание общности и различий
«Я» от других.
Соотносит себя со своим именем, своим изображением на
фотографии, отражением в зеркале.
Имеет представления о собственном теле: различает и
показывает части тела
Относит себя к определенному полу.
Определяет «моё» и «не моё», осознает и выражает свои
интересы, желания.
Сообщает общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол,
место жительства, интересы.
55
1кл.
2 кл.
(доп.)
2кл.
3кл.
4кл.
2)Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные
с удовлетворением первоочередных потребностей.
Обслуживает себя: принимать пищу и пьет, ходит в туалет,
выполняет гигиенические процедуры, одевается и раздевается
и др.
Сообщает о своих потребностях и желаниях.
3)Умение поддерживать образ жизни, соответствующий
возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
Может определять свое самочувствие (как хорошее или плохое),
показывает или сообщает о болезненных ощущениях взрослому.
Соблюдает гигиенические правила в соответствии с
режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук
перед едой и после посещения туалета).
4)Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Имеет представления о членах семьи, родственных отношениях в
семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи,
бытовой и досуговой деятельности семьи.
Домоводство
3кл.
Параметры изучения
Выполняет доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды,
обуви, сервировка стола, др.
Соблюдает технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне,
др.
56
4кл.
Соблюдает гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств
бытового назначения.
Использует в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила
безопасности.
Окружающий социальный мир
1 кл.
(доп.)
1кл.
2 кл.
(доп.)
2кл.
3кл.
4кл.
Параметры изучения
1) Представления о мире, созданном руками человека
Проявляет интерес к объектам, созданным человеком
Имеет представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом
объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка,
и др.), о транспорте и т.д.
Соблюдает элементарные правила безопасности поведения в доме, на
улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях
людей.
Владеет представлениями представления о деятельности и профессиях
людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Имеет представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,
покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в
различных ситуациях.
Имеет опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и
сверстниками.
57
Соблюдает правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности, взаимодействует со взрослыми и сверстниками,
выбирая адекватную дистанцию и формы контакта,
соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
Имеет представление о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умеет находить друзей на основе личностных предпочтений.
Строит отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
взаимодействует в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности
Организовывает свободное время с учетом своих и совместных
интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Имеет представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их
содержании, участвует в них
Знает простейшие эстетические ориентиры/эталоны о внешнем виде,
на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Соблюдает традиции семейных, школьных, государственных
праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
Имеет представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на
неприкосновенность личности и достоинства и др.
Имеет представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери,
внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
Имеет представление о стране, народе, столице, больших городах,
городе (селе), месте проживания.
Имеет представление о государственно
символике (флаг, герб,
гимн).
58
Имеет представление о значимых исторических событиях и
выдающихся людях России.
Искусство. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
1 кл.
(доп.)
1кл.
2 кл.
(доп.)
Параметры изучения
1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.
Проявляет интерес к доступным видам изобразительной
деятельности.
Использует инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
Использует различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
Испытывает положительные эмоциональные реакции
(удовольствие, радость) в процессе изобразительной
деятельности.
Испытывает стремление к собственной творческой деятельности
и умение демонстрировать результаты работы.
Выражает свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
Проявляет
готовность
к
взаимодействию
в
творческой
59
2кл.
3кл.
4кл.
деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Использует полученные навыки для изготовления творческих
работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Музыка и движение
1 кл.
(доп.)
1кл.
2 кл.
(доп.)
2кл.
3кл.
4кл.
Параметры изучения
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных
выступлений.
Проявляет интерес к различным видам музыкальной деятельности
(слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных
инструментах).
Умеет слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные
движения.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах,
сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
Узнает знакомые песни, подпевает их, поёт в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Проявляет адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности.
Стремится к совместной и самостоятельной музыкальной
деятельности;
Умеет использовать полученные навыки для участия в
представлениях, концертах, спектаклях, др.
Технологии
60
1 кл.
(доп.)
1кл.
2 кл.
(доп.)
2кл.
3кл.
4кл.
Параметры изучения
1) Овладение навыками предметно-практической деятельности, как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации,
изобразительной, бытовой и трудовой деятельности
Использует в предметно-практической деятельности различные
инструменты, материалы;
Соблюдает необходимые правила техники безопасности.
Соблюдает технологические процессы, например: выращивание
и уход за растениями, при изготовлении изделий из бумаги,
дерева, ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.
Стремится выполнять работу качественно, в установленный
промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Испытывает потребность активно участвовать в совместной с
другими
деятельности,
направленной
на
свое
жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Физическая культура
1 кл.
(доп.)
1кл.
Параметры изучения
О новы знаний
61
2 кл.
(доп.)
2кл.
3кл.
4кл.
1) Основные требования к знаниям:
Знать правила поведения на уроках физической культуры, форму
одежды и правила личной гигиены.
Легкая атлетика
1) Основные требования к знаниям:
Знать правила техники безопасности на занятиях по легкой
атлетике.
2) Основные требования к умениям и навыкам:
Уметь ходить в различном темпе и с различными положениями
рук.
Уметь бегать в медленном и быстром темпе.
Уметь пробежать на скорость отрезки от 20 до 30 м.
Уметь правильно приземляться при прыжках в длину с места.
Уметь метать теннисный мяч на дальность, в цель.
Оздоровительная и корригирующая гимнастика
1) Основные требования к знаниям:
Знать свое место в строю.
Знать что такое строй.
Знать как выполнять перестроения.
Знать как выполнять строевые команды.
2) Основные требования к умениям и навыкам:
Уметь строиться в шеренгу.
Уметь ходить строем в колонну по одному.
62
Уметь пройти по гимнастической скамейке.
Уметь подбрасывать и ловить мячи двумя руками.
Уметь передавать и переносить предметы.
Уметь выполнять общеразвивающие упражнения в
определенном ритме по объяснению учителя.
Уметь не задерживать дыхание при выполнении физической
нагрузки.
Уметь следить за правильной осанкой.
Лыжная подготовка
1) Основные требования к знаниям:
Знать правила поведения на занятиях лыжной подготовкой.
Знать форму одежды, обувь лыжника.
Иметь представление о лыжном инвентаре.
2) Основные требования к умениям и навыкам:
Уметь надевать и снимать лыжи и лыжные палки.
Уметь передвигаться на лыжах в колонну по одному и без палок.
Коррекционные подвижные игры
1) Основные требования к знаниям:
Знать правила поведения на занятиях подвижными играми.
2) Основные требования к умениям и навыкам:
Уметь быть внимательными.
Уметь последовательно выполнять движения в играх.
63
Лист оценки жизненных компетенций учащихся с РАС (вариант 8.3)
0 – отсутствие динамики или регресс;
1 – положительная динамика;
2 – полное освоение действия.
Критерии развития жизненной компетенции
1 класс 1 класс
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
доп.
доп.
Содержательные
линии
Результаты
Адекватность
представлений о
Знает и соблюдает правила личной гигиены дома,
в школе, во время прогулки, экскурсии и др.
собственных
возможностях и
ограничениях, о
насущно необходимом
жизнеобеспечении
Владение социальнобытовыми умениями в
повседневной жизни
Ориентируется в устройстве школьной жизни,
участвует в повседневной жизни класса, принимает на
себя обязанности наряду с другими детьми.
Проявляет интерес к
учебной и трудовой
деятельности
и
положительное
отношение к результатам своего труда.
Владеет навыками самообслуживания: дома и в
школе, стремится к самостоятельности и независимости
в быту и помощи другим людям в быту.
Освоил
устройство
домашней
жизни,
разнообразие повседневных бытовых дел (покупка
продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка,
чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме,
создание тепла и уюта и т.д.), предназначение
окружающих в быту предметов и вещей.
64
Осмысление и
дифференциация
картины мира, ее
временнопространственной
организации
Осмысление
социального
окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей
Проявляет желание участвовать в устройстве
праздника, понимание значения праздника дома и в
школе, стремится порадовать близких, понимает то, что
праздники бывают разными.
Умеет
вступить в контакт и
общаться в соответствии с возрастом, близостью и
социальным статусом собеседника
Умеет корректно привлечь к себе внимание,
отстраниться от нежелательного контакта.
Умеет
выразить
свои
чувства:
отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение.
Соблюдает основные нормы культурного
поведения: в общественных местах, транспорте, гостях,
на производстве, во время разговора с людьми разного
статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в
школе
Выполняет правила поведения в семье и в школе,
следует морально-этическим нормам взаимоотношений
в семье и школе (отношение к старшим и младшим).
Взаимодействует в группе в процессе учебной,
игровой и трудовой деятельности.
Лист оценки жизненных компетенций (вариант 8.4) 0
– отсутствие динамики или регресс.
1 – положительная динамика.
2 – полное освоение действия.
65
Критерии
1 класс
доп.
1 класс
амообслуживание
Навыки приёма пищи
Пьет
Жует/глотает
Ест рукам
Пользуется столовыми приборами
Прежде чем начать есть, пробует: горячая или холодная еда
Навыки одевания и раздевания
Различает чистую и грязную одежду
Одевается и раздевается
Обувается
Пользуется любыми застежками
Носит одежду, соответствующую погоде, ситуации
Туалетные навыки
Понимает, что хочет пойти в туалет, или что мокрый/грязный
Пользуется туалетом по расписанию
Пользуется туалетом дома
Пользуется туалетной бумагой
Пользуется туалетом в школе и других общественных местах
Гигиенические навыки
Чистит зубы
Вытирает нос платком, сморкается приемлемым образом
66
2 класс
доп.
2 класс
3 класс
4 класс
Умывается, моет руки самостоятельно
Причесывается
Навыки заботы о здоровье
Идентифицирует ситуации, когда необходима медицинская
помощь
Сообщает о том, что плохо себя чувствует / болен
Адекватно реагирует на медицинские процедуры
Навыки личной безопасности и принятия решений
Навыки личной безопасности
Проявляет осторожность вблизи горячих предметов
Аккуратно пользуется острыми предметами
Избегает опасных мест/ситуаций
Запирает дверь
Открывает дверь
Демонстрирует действия, необходимые в чрезвычайных
ситуациях
Демонстрирует способность принимать помощь
Владеет навыком безопасного хранения денег
Ходит, катается на велосипеде по тротуару
Останавливается перед проезжей частью
При переходе улицы смотрит по сторонам
Навыки принятия решений
Осознает проблему
Может оценить последствия
Определяет/использует источник помощи
Определяет альтернативы
Демонстрирует навык принятия решений
Бытовые навыки
67
Выполняет простые домашние дела
• выбрасывает мусор
• поливает цветы
• вытирает пыль,
• кормит питомца
Убирает вещи на место
Идентифицирует места, где можно купить продукты
Определяет различные отделы в магазине
При необходимости обращается за помощью к работникам
магазина
Ждет свою очередь
Адекватным образом обращается с продуктами
Готовит простые блюда
Идентифицирует испорченные продукты
Идентифицирует грязную посуду
Моет посуду
Накрывает на стол
Убирает со стола
Вытирает стол после еды
Называет свой номер телефона
Пользуется телефонной книгой
Звонит по телефону
Социальные навыки
Имитирует выражение лица и действия другого человека
Стремится вовлечь взрослого в игру
Следует правилам в простых играх
Ждет свою очередь в игре
Помогает другим
Играет вместе с другими детьми
68
Разрешает конфликтные ситуации приемлемым способом
Адекватно реагирует на чувства и действия других
Соблюдает правила безопасности во время совместных игр
(например, не толкается на горке)
Действует совместно с другими детьми
Играет, не мешая другим
Приемлемым образом выражает и негативные, и позитивные
чувства
Использует копинг-стратегии, если испытывает тревогу,
расстроен, сердится, слишком взволнован или не может себя
контролировать (например, рассказывает другу или близкому
взрослому о том, что сильно расстроен)
Вежливо обращается с просьбами, в том числе с просьбой о
помощи
Умеет приемлемым образом выражать отказ от участия в
опасных для здоровья видах деятельности (например,
демонстрирует твердый отказ и сообщает близкому взрослому
о ситуациях, когда кто-то настойчиво предлагает играть со
спичками)
Следует простым инструкциям после их первого
предъявления
Соблюдает правила в простых играх
Относится к партнерам уважительно, например, без споров
принимает разных партнеров по игре, предлагает помощь
Разрешает конфликты социально приемлемым образом,
например, может определить, кто будет первым в игре
(использует считалки). Спокойно признает соответствующие
штрафы за нарушения правил в игре
Спокойно реагирует на проигрыш
69
Приемлемым образом ведет себя в общественных местах
(общественном транспорте, кафе, кинотеатре, музее и пр.)
Домашний досуг
Читает/рассматривает интересующие его материалы
Пользуется радио, телевизором
Играет в настольные игры
Самостоятельно играет в игрушки
Ранние навыки, необходимые для выбора профессии и будущего трудоустройства
Старается выполнить задание как можно лучше
В игре разыгрывает одну (или более) из распространенных
профессий (врач, пожарный, почтальон, полицейский и пр.), к
которым проявляет интерес
Интересуется основными профессиями
Связывает
основные
профессии
с
соответствующими
предметами(пожарный
–
пожарная машина, доктор – стетоскоп и пр.)
Имитирует то, как взрослые действуют с различными
инструментами и деньгами
Играет в магазин или ресторан, используя игрушечные или
настоящие деньги
Выполняет задание до конца в соответствии с инструкцией
Начинает работать в установленное время
Выполняет речевые инструкции, состоящие из нескольких
шагов
Делает попытку попробовать еще раз при неудаче
Понимает, что деньги можно обменять на что-то, что человек
хочет, или в чем он нуждается
Самостоятельно делает покупки
70
Навыки, необходимые для интеграции в школьную среду
Личная ответственность
Выполняет задание до конца
Следует школьному расписанию
Выполняет домашнее задание
Соблюдение правил класса
Выполняет инструкции учителя
Поднимает руку
Выполняет задание, не отвлекаясь
Работает вместе с другими согласно правилам
Взаимодействие с другими
Слушает других в больших и маленьких группах
Ждет свою очередь
Делится школьными принадлежностями
Ведет себя вежливо и уважительно во время групповых
мероприятий
Досуг
Делится с другими игрушками, спортивным инвентарем и пр.
Избегает споров
Принимает спортивные правила
Бережное отношение к школьному и личному имуществу
Поддерживает порядок на рабочем месте (парте)
Возвращает вещи на свои места
Убирает одежду, обувь на место
Содержит личные вещи в порядке
Спрашивает разрешения, перед тем как взять чужую вещь
Возвращает взятые на время вещи
Бережно обращается с чужим имуществом
71