Положение СИПР

Утвержджено

Приказ по МБОУ СОШ №7 г.Сальска
От 29.08.2024 №200
Директор________С.Ю. Лысикова

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ

I .Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об
образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об
утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Уставом Средней школы №
34.
1.2. Специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР) разрабатывается
на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на
образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
(тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом их индивидуальных
образовательных потребностей.
1.3. Цель реализации СИПР: обретение обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР таких жизненных компетенций, которые позволяют ему
достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных
задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального
поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных
контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
1.4.
Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать
образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и
письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по СИПР
организуется на дому.
1.5. Настоящее Положение утверждено с учетом мнения совета обучающихся Школы и
Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Школы.
1.6. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до замены
новым.
II. Порядок разработки СИПР
2.1. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке
принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной
организации, при участии его родителей.
2.2. При составлении СИПР используются следующие методы и приемы:
- изучение документов ТПМПК, личного дела;

- ознакомление с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов
в развитии ребенка;
- изучение социального положения ребенка;
- данные диагностического исследования;
- динамика развития учащегося.
2.3. СИПР для каждого учащегося рассматривается и утверждается на Педагогическом
совете школы, согласуется с родителями (законными представителями), утверждается
директором школы. Программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно
ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволяют ему
добиться ситуации успеха.
III. Структура СИПР
Общие сведения о ребёнке.
Характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления
программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка).
Индивидуальный учебный план.
Содержание образования в условиях домашнего обучения.
Реализация потребности в уходе и присмотре.
Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
Формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Технические средства и дидактические материалы.
Мониторинг и оценка динамики обучения.
Приложение.
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях.
II. Характеристика ребенка составляется на основе психолого-педагогического обследования
ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки
актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего
развития.
Характеристика отражает:
- бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
- заключение ТПМПК;
- данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
- особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти,
мышления;
- состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
- характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых
специалистами;
- характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
- сформированность социально значимых навыков, умений;
- коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение,
содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание,
предметно-практическая деятельность;
- потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих:
полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
- выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные
предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной
организации, в условиях надомного обучения.
III. Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия,
внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и
устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по:
- формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных
предметов, коррекционных занятий и других программ;
- формированию базовых учебных действий; нравственного развития;

- формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
обучающихся;
- внеурочной деятельности;
- сотрудничеству организации и семьи обучающегося.
Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и
воспитания ребенка на определенный учебный период (или год).
V. Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития
для ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание,
совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром и уходом за детьми
понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания
детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности
материальных ценностей. Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка
наблюдаются проблемы поведения вследствие РАС, нарушений эмоционально-волевой
сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение;
проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил
поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.); в
случаях эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и
т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению (например, для
оральной стимуляции), что вызывает угрозу травмирования ребенка или повреждение, либо
утрату предмета. Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и
выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в
присмотре, которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени,
деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых
специальных материалов и средств.
VII. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи,
направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие
мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие
способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в
разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.
VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения,
дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для
реализации СИПР.
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения
проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты
образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений,
действий/операций, внесенных в СИПР. Например, «выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие
по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие
со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает
объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты
образования за оцениваемый период оформляются описательно. На основе итоговой
характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
IV. Разработчики и участники реализации СИПР
Учитель индивидуального обучения на дому – разрабатывает и корректирует СИПР в
соответствии с рекомендациями специалистов.
Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог – предоставляют комплексное
изучение психолого-педагогического статуса обучающегося.
Заместитель директора по УВР – координирует деятельность всех участников
образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного
образовательного стандарта, содержание примерных основных общеобразовательных
программ и учебного плана.

Специалисты ППк – определяют критерии эффективности реализации программы, описание
мониторинга коррекционной работы; корректируют содержание СИПР на основе
результатов промежуточной диагностики.
Родитель (законный представитель) – вносит предложения в СИПР по организации
образовательного
процесса;
представляет
документы,
подтверждающие
статус
обучающегося с ОВЗ, ребенка-инвалида; участвует в реализации программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».