Положение о системе оценивания СИПР

Утвержджено

Приказ по МБОУ СОШ №7 г.Сальска
От 29.08.2024 №200
Директор________С.Ю. Лысикова

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценивания для обучающихся по специальной индивидуальной программе
развития (СИПР)

1. Общие положения.
Настоящее Положение о системе оценивания для обучающихся по специальной
индивидуальной программе развития (СИПР) (далее – Положение) в Муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №7
г.Сальска (далее - Школа) разработано в целях:
• регламентирования порядка оценивания знаний и достижений обучающихся в освоении
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся в ходе
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
• установления единых требований к оценке планируемых результатов, обучающихся по
различным учебным предметам (учебным курсам), в ходе текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации;
• организации наблюдения за продвижением обучающихся в своем развитии.
Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми актами и документами
федерального уровня:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

начального

общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом
Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598;
• Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки РФ
от 19.12.2014 г. № 1599;
• Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения
РФ от 24.11.2022 № 1023;
• Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минпросвещения
РФ от 24.11.2022 № 1025;
• Федеральной адаптированной образовательной программой обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минпросвещения РФ от
24.11.2022 № 1026;
• Распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019г.NP-93 «Об утверждении
примерного

Положения

о

психолого-педагогическом

консилиуме

образовательной

организации»;
• Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от
05.12.2022 г. № 1063.
• Уставом школы.

2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения СИПР
Система оценки достижений предназначена для обучающихся с ОВЗ различной нозологии:
вариант 2 (тяжелая умственная отсталость), для обучающихся с ОВЗ УО.
Оценивание обучающегося по СИПР не предполагает традиционной пятибалльной системы
оценивания. По итогу изучения учебного предмета в журнал и свидетельство об обучении
выставляется «зачтено»/ «не зачтено» (п.4.2.). Для коррекционных курсов, учебных курсов
применяется безотметочное оценивание (без балльного оценивания, но с ведением
мониторинга).
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися
СИПР, отражающую следующие компоненты образования:
• что обучающийся должен знать и уметь на данном этапе образования;
• что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и
степень самостоятельности:
• «выполняет действие самостоятельно»,
• «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
• «выполняет действие по образцу»,

• «выполняет действие с частичной физической помощью»,
• «выполняет действие со значительной физической помощью»,
• «действие не выполняет»;
• «узнает объект»,
• «не всегда (нестабильно) узнает объект»,
• «не узнает объект».
Оценка результатов образования представляется в виде характеристики по каждому
учебному предмету/ курсу внеурочной деятельности/ коррекционному курсу, включенному
в СИПР обучающегося, а анализ результатов позволяет оценить динамику развития его
жизненной компетенции.
Для оценки результатов развития жизненной компетенции обучающегося используется
метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Экспертная группа объединяет
представителей всех участников образовательного процесса, включая членов его семьи.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов
освоения специальной индивидуальной программы развития (СИПР) в форме мониторинга
комплексного оценивания.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций в форме мониторинга комплексного
оценивания по итогам учебного года. Основой служит анализ результатов обучения
ребёнка, динамика развития его личности.
Предметом итоговой аттестации освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы является достижение результатов освоения СИПР
последнего года обучения и развития жизненных компетенций обучающихся. Итоговая
аттестация в форме мониторинга осуществляется в течение последних двух недель
учебного

года

путем

наблюдения

за

выполнением

обучающимися

специально

подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Фиксация результатов промежуточной и итоговой аттестации осуществляется в форме
«Зачтено»/ «Не зачтено».
Личностные результаты включают индивидуально - личностные качества, жизненные
компетенции и ценностные установки обучающихся.
Предметные

результаты

включают

освоенные

обучающимися

знания

и

умения,

специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Освоение навыка трактуется в терминах:
• при результате, когда навык не сформирован – «стадия активной фазы», что подразумевает

продолжение работы над навыком;
• при результате недостаточности/отсутствия сформированности навыка –
«стадия пассивной фазы», когда навык включается в педагогический процесс в качестве
повторения пройденного материала, для закрепления и профилактики возможной утраты новой
формы на усложнение навыка.
В случае затруднений в оценке видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у
ребёнка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.
Перечень возможных личностных результатов, критериев оценки жизненной
компетенции обучающихся
Основой оценки служит развитие жизненных компетенции ребенка по позициям:

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениям насущно
необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицина
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нужд и
прав в организации обучения;

- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- продвижение в осмыслении и дифференциации картины мира, ее времен пространственной
организации;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей.
Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.
Критерии
Параметры оценки
Индикаторы
Овладение социально
бытовыми умениями,
используемыми в
повседневной жизни

Сформированность
Способность применять
социально-бытовых умений в социально бытовые умения в
домашних условиях. повседневной жизни под
руководством взрослых.
Способность обращаться за
помощьюпри формировании
социально- бытовых умений

Способность применять
социально-бытовые умения
самостоятельно.

Сформированность
Способность применять
социально-бытовых умений в социально-бытовые умения
ближайшем окружении (в
под руководством взрослых
школе, дома, на улице)
Способность обращаться за
помощью при формировании
социально - бытовых умений

Способность применять
социально-бытовые умения
под руководством взрослых
Способность обращаться за
помощью при формировании
социально-бытовых
умений.
Способность применять :
самостоятельно при
формировании социально бытовых умений

Владение навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами социального
взаимодействия (т.е. самого
поведения, его социальным
рисунком).

Сформированность навыков Способность инициировать и
коммуникациисо взрослыми. поддерживать коммуникацию
со взрослыми.

Способность применять
адекватные формы
Поведения в разных
ситуациях.
Способность обращаться
за помощью
Сформированность навыков
коммуникациисо
сверстниками

Способность инициировать и
поддерживать коммуникацию
со сверстниками.

Способность
применять
адекватные формы поведения
в разных ситуациях.
Способность обращаться за
помощью.
Владение средствами
коммуникации

Способность использовать
разнообразные средства
коммуникации согласно
ситуации.

Адекватность применения
ритуалов социального
взаимодействия.

Способность правильно
применять ритуалы
взаимодействия согласно
ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые
достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями,
получить общую картину сформированности БУД у обучающихся, и на этой основе
осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени
обучения. Результаты оценки личностных достижений ориентированы на динамику
целостного развития ребенка и могут отслеживаться через систему мониторинга,
дневники наблюдений, портфолио достижений обучающихся.

4. Оценка достижения предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов базируется на:
• принципах индивидуального подхода;
• принципе дифференцированного подхода.

Оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие
критерии: соответствие («зачтено»)/ несоответствие («не зачтено») усвоения научных
знаний и использование их в практике.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные,
письменные,
продуктивные,

практические);
творческие).

по

характеру

Мониторинг

выполнения

оценки

(репродуктивные,

достижения

планируемых

результатов согласно характеристике продвижений (% правильно выполненных
заданий):
«Зачтено» - от 35% верно выполненных заданий;
«Не зачтено» - менее 35% верно выполненных заданий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».